Статья 20417

Название статьи

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МНОГОФАКТОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ 

Авторы

Бобров Валерий Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), bobroff@bk.ru
Кириллов Герман Михайлович, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), gekir10@mail.ru
Парменов Анатолий Александрович, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), aaprmen@rambler.ru

Индекс УДК

130.3

DOI

10.21685/2072-3024-2017-4-20

Аннотация

Актуальность и цели. В рамках изменений, произошедших в ХХI в. в системе образования РФ, а также в свете вызовов нового тысячелетия, потребовавших внесение коррективов подходов к воспитанию, рассматриваются проблемы нравственного воспитания личности в условиях наступления информационной эры. Выделяется ведущая роль воспитания в социализации обучающегося, формировании у него способности к самоактуализации, умению противостоять множественным негативным воздействиям со стороны медиасреды. Цель работы – выявить проблемы, связанные с формированием личности подростков, и наметить пути их решения.
Материалы и методы. Реализация задач настоящего исследования осуществлена на основе данных, полученных из средств массовой информации, а также публикаций статей современных педагогов, посвященных проблемам образования и воспитания. Авторы обращают внимание как на положительные процессы, происходящие в сфере образования, так и на негативные явления, связанные с развитием и саморазвитием личности. Метод наблюдения, используемый авторами, позволяет отобрать факты, способствующие достижению цели статьи. Сравнительный метод позволил провести аналогию между разными подходами к воспитанию и отметить различие между ними.
Результаты. Рассмотрены различные подходы к проблеме формирования личности подростка. Проанализированы молодежные проблемы, вызывающие беспокойство и тревогу современного общества. Исследованы материалы, представленные в сети Интернет, касающиеся негативных черт, проявляющихся в характере подростков. Обозначены проблемы формирования личности, требующие пристального внимания со стороны как родителей, так и педагогов.
Выводы. Изучение проблем формирования личности в условиях многофакторного воздействия информационной среды позволило выявить самые актуальные из них. Намечены пути преодоления негативных явлений, связанных с формированием личности подростков. Предложен список необходимой литературы по вопросам воспитания личности современного подростка. Обозначены основные задачи формирования личности, которые предстоит решить родителям и педагогам.

Ключевые слова

личность, воспитание, отчуждение, медиасреда, конфликт, самодетерминация, социализация, цель, ценности

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Бим-Бад, Б. М. Лекции Иммануила Канта о педагогике: перевод и комментарий / Б. М. Бим-Бад. – М., 1983. – С. 8.
2. Амонашвили, Ш. А. Без сердца что поймем? / Ш. А. Амонашвили. – М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2004. – С. 16.
3. Эрн, В. Ф. Борьба за логос: Г. Сковорода: Жизнь и учения / В. Ф. Эрн. – Минск : Харвест, 2000.
4. Ольга Васильева: «Учитель – это служение». – URL: https://www.ucheba.ru/article/ 3310
5. Краткий курс по общей психологии : учеб. пособие. – М. : РИПОЛ классик : Окей-книга, 1988. – С. 115.
6. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1988. – С. 352.
7. Мухина, В. С. Личность: Мифы и Реальность: альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты / В. С. Мухина. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2010. – С. 49.
8. Достоевский, Ф. М. Дневник писателя. 1873 / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. – М., 1980. – Т. 21. – С. 16.
9. Вербовка смертниц: Как студентка МГУ вступила в ИГИЛ и поехала в Сирию // Русская весна. – URL: http://rusvesna.su/news/1481448171
10. Лэнг, Р. Д. Расколотое «Я» : пер. с англ. / Р. Д. Лэнг. – СПб. : Белый Кролик, 1995. – С. 31.
11. Ольга Васильева – патриарху Кириллу: главная цель – воспитание в людях нравственности // Фома. – URL: http://foma.ru/olga-vasileva-patriarhu-kirillu-glavnayatsel- vospitanie-v-lyudyah-nravstvennosti.html
12. Николаева, Л. В. Проблема воспитания толерантности личности в поликультурной среде / Л. В. Николаева // Воспитание поликультурной личности: проблемы, поиски, решения : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (14–19 мая 2012 г.). – Якутск : АГИКИ, 2012. – С. 141–154.
13. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979. – Т. 1. – С. 534.
14. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / А. В. Мудрик. – 8-е изд. – М. : Академия, 2013. – С. 7.
15. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М., 1989. – С. 310.

 

Дата создания: 24.04.2018 11:13
Дата обновления: 25.04.2018 09:53